ВЭНТЭК ГРУПП
Member
Сотрудничество со штатом Мэриленд (США)
06.03.2014

К ЛЕТУ РОССИЯ ОСТАНЕТСЯ БЕЗ ПОЛОВИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕК

МТРК МИР; К ЛЕТУ РОССИЯ ОСТАНЕТСЯ БЕЗ ПОЛОВИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕК

Грядущей весной и летом значительная часть россиян может остаться без пригородного железнодорожного сообщения. По данным ОАО «РЖД» в январе уже отменено 144 пригородных поезда в 26 регионах страны. Больше всего электричек отменено в Липецкой, Калининградской, Новгородской и Воронежской областях. Еще 139 электричек будет остановлено до конца марта, а 20 электропоездов – в мае. Это затронет 12 регионов, в том числе Ростовскую область, где планируется отмена 54 поездов, и Ставрополье, где из расписания должны исчезнуть 42 поезда. И это при том, что в 2012-2013 гг. уже было отменено 310 пригородных поездов!

Если все эти планы будут реализованы, многие области России ждет настоящий транспортный коллапс. Сегодня именно пригородные перевозки берут на себя самую большую часть пассажиропотока: ежегодно электрички перевозят почти миллиард пассажиров!

Кто виноват?

Этот катастрофический сценарий – следствие проводящейся уже третий год структурной реформы на железнодорожном транспорте. До 2011 года пригородные перевозки субсидировались РАО «Российские железные дороги» за счет более высокодоходных грузовых. Но три года назад РЖД оставило за собой только высокодоходные виды перевозок, а пригородные фактически сбыла с рук. Для их обслуживания на основе принятой в 2011 году правительственной программы были созданы 25 пригородных пассажирских компаний – совместные предприятия РЖД и субъектов РФ. РЖД предоставляет этим компаниям в аренду подвижной состав, а за осуществление перевозок и обслуживание пассажиров отвечают региональные власти.

Но смена ответственности никак не решила проблем убыточности пригородных перевозок, а только усугубила их. Как и прежде, немалая часть пассажиров не полностью оплачивает свой проезд, а нередко и вовсе не платит за перевозку. Во-вторых, тарифы на пригородные перевозки устанавливают не пригородные пассажирские компании, а региональные власти. А на их решения влияют не только экономические, но и социальные соображения, поэтому рост тарифов существенно опаздывает за ростом расходов на организацию перевозок. Кроме того, субъекты федерации по разным причинам не выполняют своих обязательств субсидировать доходы, которых компании лишаются при регулировании цен на перевозки.

А платить-то нечем!

За 2011-2013 годы убытки пригородных пассажирских компаний составили 30 млрд. рублей. В 2014 году РЖД не получило от большинства субъектов федерации гарантий о субсидиях и добилось разрешения правительства не оказывать услуги в долг – отсюда и планы по отмене электричек. В текущем году, по заключению экспертов, ситуация с пригородными пассажирскими перевозками может еще сильнее усугубиться. По данным ОАО «РЖД», на 2014 год регионы заложили в бюджет только 7,5 млрд руб., что равняется 39% от необходимой суммы субсидий. Если ОАО «РЖД» выполнит обещание остановить нерентабельные перевозки, то из ежесуточно отправляющихся 6-6,3 тыс. поездов может остаться около 2,3-2,4 тыс. И в дальнейшем, ввиду ограниченности в ресурсах бюджетов субъектов РФ, это, несомненно, будет приводить к сокращению направлений пригородных перевозок. Субъектов, которые готовы действительно платить за пассажиров в пригородных поездах, в том числе и льготников, – единицы.

По словам главы Минтранса Максима Соколова, его ведомство в начале апреля намерено проверить, удалось ли регионам договориться с компаниями о субсидировании пригородных перевозок. Однако о том, какие шаги намерено предпринять министерство, если договоренности достигнуты не будут, министр транспорта Максим Соколов умолчал.

«Решение проблемы не терпит отлагательств, – считает депутат Госдумы, лидер движения «Убитые дороги» Александр Васильев. – Люди оказались заложниками ситуации, созданной недальновидностью чиновников разного уровня. На многих станциях живут пожилые люди, которые пригородными поездами ездят в райцентр, чтобы, например, получить медицинское обслуживание. Количество сельских больниц в результате оптимизации системы здравоохранения уменьшается. Люди доведены до отчаяния. В Псковской области местные жители остановили служебный поезд, чтобы доставить в больницу женщину с сердечным приступом, так как другого транспорта в округе не было.

Правительство не имело право самоустраняться от проблемы. Следовало не ждать апреля, а проконтролировать выделение субсидий на пригородные перевозки регионами еще осенью. Сейчас прямая обязанность правительства – встать на сторону интересов граждан и включиться в поиск решений для нормализации ситуации. Я предложу комитету Госдумы по транспорту вынести этот вопрос на обсуждение, а также пригласить министра по транспорту Соколова выступить на правительственном часе с докладом о решении данной проблемы».

 
09:58 Москва
01:58 Вашингтон
Четверг,19 октября 2017
Курсы валют
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на